1320440771 258

По следам полярников

Для развития туристических возможностей арктических островов в России в 2009 году создан Национальный парк «Русская Арктика». Ежегодно до тысячи туристов посещают его территорию. Он охватывает северную часть острова Северный архипелага Новая Земля, Большие и Малые Оранские острова и другие. С августа 2016 года постановлением правительства РФ в границы «Русской Арктики» была включена и самая северная территория суши Евразии — государственный природный заказник федерального значения «Земля Франца-Иосифа».

Сам архипелаг Земля Франца-Иосифа состоит из 192 островов. Он интересен не только своей природой, но и памятниками истории, ведь здесь бывали многие первопроходцы Арктики. На архипелаге, так и не дойдя до Северного полюса, умер Георгий Седов. Его могила находится на острове Рудольфа.

На мыс Флора острова Нортбрук вышли выжившие члены экипажа шхуны «Святая Анна» — той самой, чей поход в Арктику вдохновил Вениамина Каверина на написание «Двух капитанов». На острове Джексон несколько месяцев провели знаменитые норвежские путешественники Нансен и Йохансен. Здесь же, в бухте Тихая, можно увидеть сохранившиеся постройки первой советской полярной станции.

Не так давно обсуждались планы новых круизов на теплоходах к этому архипелагу. Их отправной точкой может стать Мурманск.

Ледокол к макушке планеты

Одним из туристических брендов нашего города давно стали круизы на Северный полюс на атомном ледоколе. Они проводятся с 1990 года, когда первых туристов на макушку планеты доставил атомоход «Россия». До 2008 года на маршруте Мурманск — полюс — Мурманск работал «Ямал». А затем эстафету принял крупнейший в мире атомный ледокол «50 лет Победы».

Это, пожалуй, самый красочный, элитный и дорогой тур из Мурманска. Хотя длится он всего чуть более 10 дней, за это удовольствие туристы выкладывают почти 30 тысяч долларов, то есть по теперешнему курсу 1 миллион 700 тысяч рублей. Продажей туров занимаются крупные мировые туроператоры, и недостатка в желающих пока не наблюдалось. Как недавно заявляло руководство компании, сейчас у «Атомфлота» есть договоренность о сотрудничестве с туроператорами до 2019 года.

Что же манит туристов к Северному полюсу, заставляя платить такие баснословные деньги? Красота природы, которая не ограничивается вечными льдами. После достижения непосредственно цели — высшей точки планеты, где туристы водят хоровод вокруг места слияния всех меридианов, и купания в проруби — ледокол идет к Земле Франца-Иосифа. А летом это царство жителей Арктики: здесь находятся огромные птичьи базары, гуляют белые медведи, устраивают лежбища моржи, проплывают киты.

Норвежско-общий архипелаг

Архипелаг Шпицберген, еще один наш северный сосед, уникален уже  своей историей и политическим статусом. Хотя он принадлежит Норвегии, но доступен для международного посещения, и ряд стран, в том числе Россия, имеют право вести на нем хозяйственную деятельность. Это самое северное на планете место с постоянным населением — например, жителями российского города Баренцбурга. 

В административном центре Шпицбергена Лонгйире туристы могут посетить музей Свальбарда, магазины, рестораны. Побережье архипелага — красивейшие фьорды с ледниками, с которых видны другие арктические острова. На льдинах отдыхают тюлени, на самом архипелаге водятся северные олени и песцы, встречаются белые медведи, на скалах гнездятся тысячные колонии птиц. Из исторических мест интересны разрушенные селения китобоев, охотничьи хижины, заброшенные научные станции.

Прилететь сюда можно из Осло. Туры стоят от 100 тысяч рублей на сам архипелаг, с обходом окружающих мест по морю — от 300 тысяч. Также есть туры, совмещающие посещение Шпицбергена и Земли Франца-Иосифа, они стоят от полумиллиона рублей. Разумеется, такие цены доступны далеко не всем. Поэтому сегодня основная масса арктических туристов — жители Америки и Европы. Но в последние годы все чаще среди путешественников оказываются жители Азии, не так много, но отправляются в туры и россияне.

С учетом того, что на Арктическом форуме шла речь о планах по открытию авиасообщения между Мурманском и странами Скандинавии, транзит туристов из России и стран Азии будет проходить через наш город.

Готовы и пирс, и морвокзал

Мурманск же пока делает все, чтобы быть способным достойно встречать арктических туристов, число которых растет. В прошлом году был торжественно открыт реконструированный морвокзал. Ранее был модернизирован пирс дальних линий, который теперь может принимать самые крупные круизные суда. Сейчас власти региона начали переговоры с рядом круизных компаний о заходах в Мурманск и походах от нас на Шпицберген.

Привлечению туристов помогло и решение властей страны включить Мурманск в перечень портов, где иностранцы, прибывшие по морю, могут находиться без визы 72 часа. То есть у Мурманска есть все шансы стать настоящими туристическими воротами в Арктику.

Подробнее: https://vmnews.ru

Фото из открытых Интернет-источников.