В цехах заброшенного комбината работают над новым обликом Мурманска. Ржавая платформа жутко скрипит и медленно едет по рельсам. Где-то сзади с грохотом закрывается тяжелая дверь - сквозняк. Спустя пять минут пребывания здесь ноги мерзнут так, что не спасают даже зимние ботинки. А в стылом воздухе под сумрачным потолком тихо покачиваются небесно-голубые воздушные шарики. Сюр? Можно называть это иначе - на днях в Мурманске состоялась презентация нового художественного пространства.
Проект «Домашний визит» состоялся на территории бывшего домостроительного комбината в Мурманске. О том, что в ныне руинированных цехах на улице Домостроительной были изготовлены конструкции, из которых выросла едва ли не вся Первомайка, поколение next вряд ли знает. Правда, именно это поколение не так давно начало потихоньку обживать заброшенную территорию - там оборудован камерный клуб, проводятся концерты. «Домашний визит» призван окончательно вдохнуть жизнь в цеха. И там, где рождался город, может родиться его новое обличье.
cdc679bebbe282e170ab6fe0dca8445e fa0bb
Пока экспонаты, спонтанно созданные художниками из России, Швейцарии, США, Норвегии, Германии, Южной Кореи и Великобритании, - это лишь штрихи к портрету заполярного города. Кому-то они покажутся экстремальным самовыражением, кому-то - шуткой, а кому-то дадут повод задуматься или помедитировать.
- В вашем городе я впервые увидела столько снега, - рассказывает кореянка Мин Кионг Ким о замысле своей работы - той самой движущейся ржавой платформы, очевидно, обнаруженной девушкой в самом цехе. «Из того, что было», художница, которую вдохновляет необычный взгляд на обычные вещи, «слепила» композицию под названием «Снег». Если присмотреться, на платформы (их две) сверху насыпаны обрезки серебристой фольги. Металлические блестки лежат на мертвой ржавой штуковине, скрип которой так не похож на мягкое скрипение снега под ногами. Мин Кионг разбегается и толкает платформу, она начинает медленно двигаться, словно санки, завязшие в снежной каше.
- Все в Мурманске покрыто снегом, он сам - уже поэтический жест, - продолжает Мин Кионг. Работа в этих холодных руинах романтическую девушку весьма вдохновила. Она говорит, что искусство происходит от любви, и любовь должна диктовать угол зрения на все происходящее вокруг. Тогда и ржавая телега покажется волшебными санями Снежной королевы. Словом, «Make love!». А что, давно пора вспомнить этот девиз шестидесятых!
Маргрете Колстад Брекке из норвежского Бергена тоже вдохновлена проектом. Ее композиция привнесла в урбанистический интерьер цвет и мягкость: «Радуга» - это просто развешенные под потолком цветные полотнища. Правда, каждое из них - плод кропотливого труда: Маргрете - художник по текстилю, «тряпочки» она расписывает красками, играет с фактурами, комбинирует с валянием. Имеется ли в виду, что искусство также изменит стагнирующее общество, как веселые лоскуты - мрачный цех?
 DSC6651 6a2f0
- Это место совсем не мрачно, - возражает норвежка. - Здесь масса возможностей для самовыражения. Но искусство действительно может изменить нас. Потому что оно дает импульс для взаимодействия, общения. И делает нас счастливыми.
Американка Руби Квон обожает воздушные шарики. Это она подвесила их под потолком цеха. Говорит, воздух здесь такой холодный и неподвижный, что они почти не шевелятся, и кажется, будто вместо мрачного потолка над головой голубое небо. А открыть небо в любой печали - важное умение.
Предвижу, что кто-то из читателей пожмет плечами: выпендриваются, дескать. А как же! Умение повыпендриваться и увидеть в старом цехе волшебный мир - не только не грех, но и, смею сказать, добродетель. Или вы ни разу не упрекали нынешних подростков, что гаджеты заменили им фантазию и они вовсе разучились, как мы когда-то, видеть в палке - меч, в коробке - сундук с сокровищами, а на чердаке - пиратский корабль? Художники, конечно, не подростки. Они вечные дети. К тому же, переосмыслить надоевшие руины и скучную архитектуру они предлагают всем горожанам. Проект открыт, в Интернете можно легко предложить свои идеи его инициаторам. Украсить серые девятиэтажки пестрыми флагами или соорудить «неопознанный художественный объект» в собственном дворе. Было бы желание сделать Мурманск ярким.
К слову, если у ребят получится превратить жуткие цеха в подобный столичному «Винзаводу» центр современного искусства, честь им и хвала! Впрочем, можно обойтись и без выставочных залов: в июне команда проекта презентует в Мурманске «Открытую галерею» - экспозиции и перформансы под открытым небом.
Да, и самое главное: время сажать морковку! Это дело серьезное, в нем можно увидеть философский смысл. Один из проектов веселых художников трактует прорастание ботвы как рост жизненной силы и перерождение современного человека. От технократии - к экологичности, от сложного - к простому. Метафора имеет реальное воплощение: первыми к делу морковных посадок приобщились ученики мурманской частной школы, а в июне на грядку пригласят взрослых северян. Будет организована даже морковная вечеринка, где главным напитком будет оранжевый фреш. Включится в дело и заполярная студия «Каротто», о которой «Мурманский вестник» уже рассказывал. В ней морковку избрали брендом, позитивный корнеплод рисуют, вяжут и вышивают.
Морковные поля, конечно, в Заполярье не зазеленеют, но на стакан свежевыжатого сока собрать урожай под силу всякому. Тоже в некотором роде произведение искусства. Да и вообще - сажал же Диоклетиан капусту...
Подробнее: http://www.mvestnik.ru/shwpgn.asp?pid=201504295